Рецензии

Напишу краткую критическую рецензию объемом до 2 500 знаков. В рецензии описываются все значимые аспекты – идея, композиция, структура вашего произведения, проработка героев. Анализ стилистики дается в виде рекомендаций, с небольшими примерами из текста. Стоимость заказа до 40 000 знаков – 500 руб., до 80 000 знаков – 1 000 руб.

 

Довлатов Сергей. «Компромисс» и «Заповедник».

Книга о газетно-литературных жерновах, в которые попадает автор и по совместительству герой романа Сергея Довлатова «Компромисс».

Самая горькая история в «Компромиссе» – о трудовом рапорте Брежневу. Журналист и фотограф эстонской газеты едут в деревню, чтобы написать статью о доярке-рекордсменке. Обвальная пьянка, в которую превращается мероприятие, оттеняет этот театр абсурда, хорошо осознаваемый всеми персонажами.

Все играющие в этом спектакле получают свои дивиденды: редактор поддерживает престиж газеты, чиновники выслуживаются перед центром, корреспондент с фотографом на время получают статус «приближенных» – райкомовский коньяк и баню.

И лишь на минуту появляющаяся на сцене доярка с её большими надоями, и сбежавшим мужем, и с тремя детьми, возле которой кормится столько народа, не получает ничего.

То, над чем иронизирует и грустит Довлатов, – это заговор системы против чувства. Нигде советская власть не выглядит такой смешной, как в эстонском «Компромиссе».

Довлатов был непечатающимся советским писателем, потом – антисоветским писателем. Узнать о том, что он стал «замечательным русским прозаиком» (из аннотации), он уже не успел. Всю жизнь Сергей Довлатов писал одну книгу, и она закончилась вместе с жизнью.

Знаковая книга Сергея Довлатова «Заповедник», по сути, о попытке автора как-то приспособиться к общему укладу: жить, как все люди живут.

Мы видим, что сам заповедник живет двойной жизнью – ханжеской и лицемерной. Сюда приезжают толпы экскурсантов, в общем-то, равнодушные к пушкинской поэзии, а экскурсоводы не должны выходить за рамки методичек. Результатом становится формализм и привычка к пустой фразе.

Перед нами открывается галерея сотрудников, этакие шаржи. В этом паноптикуме обитает Михаил Иванович, у которого писатель снимает комнату, пьющий беспробудно, до изумления, паралича и бреда.

Сюжет начинает разворачиваться в момент приезда в заповедник жены рассказчика, которая, устав от неуютства, решается на эмиграцию. Автор тоже должен уехать, но ни за что не хочет этого делать. Это и есть главный конфликт повести, причина ощущения тупика – в жизни страны и самого писателя: «Что тебя удерживает? – Мой язык, мой народ, моя безумная страна…»

В повести есть побочная линия – это картина фантастического запоя. Причем «побочная тема» – периодические выступления случайного собутыльника Маркова, хронического алкоголика и диссидента, мечтающего свалить отсюда куда подальше, – служит отражением проблем автора, и даёт ему готовый ответ. Последнее слово остается за КГБ, который и проводит решительный нажим на нерешительность автора.

Далее – возвращение в Ленинград, проводы жены и дочки… После расставания в аэропорту автор остается один в квартире, наедине с бутылками, одиннадцать дней длится запой.

И полным завершением сюжета звучит последний разговор по телефону с женой и с Веной: «При чем тут любовь? – спрашивает автор. – Тут уже не любовь, а судьба…»

Рекомендую к прочтению сборники замечательных рассказов С. Довлатова «Компромисс» и «Заповедник» всем, кто неравнодушен к хорошим, ироническим текстам.